В Государственную Думу внесен законопроект № 904086-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный в целях совершенствования системы государственного регулирования в области разработки, утверждения и контроля за выполнением инвестиционных программ организаций в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, в настоящее время законодательно не закреплена обязанность РСО разработать, а уполномоченных исполнительных органов субъектов Российской Федерации утвердить инвестиционные программы при планируемой реализации мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов и систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Помимо прочего, законопроект предлагает:
1. Введение перечня случаев, когда утверждение инвестиционной программы для ресурсоснабжающих организаций является обязательным и существенно расширяет перечень мероприятий, включаемых в инвестиционную программу:
– мероприятия по предотвращению или ликвидации последствий аварийных ситуаций, предотвращению причинения вреда здоровью граждан и нанесения ущерба имуществу физических и юридических лиц, ущерба окружающей среде;
– мероприятия по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к системе теплоснабжения, к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения за счет платы за подключение (технологическое присоединение), а также по увеличению мощности источника тепловой энергии или тепловой сети;
– мероприятия по строительству новых, реконструкции, техническому перевооружению и модернизации существующих объектов, если такие мероприятия содержатся в концессионном соглашении и (или) регуляторном соглашении, заключенном теплоснабжающей, теплосетевой организацией на срок, больший, чем срок действия схемы теплоснабжения;
– мероприятия по реконструкции, техническому перевооружению и модернизации объектов по результатам технического обследования, выполненного после утверждения схем.
2. Введение:
– целевого использования амортизационных отчислений, учитываемых при установлении тарифов, посредством определения перечня направлений, на которые они могут расходоваться;
- возможности направления амортизации на возврат привлеченных внешних инвестиций, на финансирование мероприятий по ликвидации аварий и стихийных бедствий, использование для финансирования инвестиционных программ будущих периодов;
– единых требований и порядка осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в частности, в соответствии с положениями Закона № 248-ФЗ;
– положения о региональном государственном контроле (надзоре) за выполнением инвестиционных программ регулируемыми организациями в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и внесение корреспондирующих изменений в Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».
Положения законопроекта направлены, в том числе, на цифровизацию процессов тарифного регулирования и регулирования инвестиционной деятельности РСО в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения посредством предоставления возможности использования ФГИС ЕИАС.
Как отмечается, реализация положений законопроекта позволит создать условия для привлечения инвестиций в обновление коммунальной инфраструктуры, оптимизировать систему разработки, утверждения и контроля за выполнением инвестиционных программ, а также повысить эффективность инвестиционной деятельности ресурсоснабжающих организаций.