1 июля состоялось заседание Комиссии РСПП по жилищно-коммунальному хозяйству, посвященное обсуждению вопросов, касающихся совершенствования концессионного законодательства и реализации стратегических инициатив в сфере ЖКХ.
Модератор заседания - Ринат Халиков, председатель Комиссии РСПП по ЖКХ.
Заседание прошло при участии:
– Александра Шохина, президента РСПП;
– Ирека Файзуллина, министра строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ;
– Виталия Королева, заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы;
– Алексея Ересько, заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ;
– Павла Сниккарса, генерального директора ПАО «Т Плюс»;
– Лады Линкер, директора по развитию теплового бизнеса ООО «Сибирская генерирующая компания»;
– Ольги Кухаревой, заместителя директора по правовым и корпоративным вопросам ООО «РКС-Холдинг»;
– Марка Геллера, исполнительного директора Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет», советника председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ;
– иных представителей профессионального и экспертного сообщества.
Александр Шохин, Ирек Файзуллин и Виталий Королев обратились к участникам заседания с приветственными словами, которые отметили важность мероприятия и вынесенных к обсуждению вопросов. Модератор заседания во вступительном слове подвел итоги работы Комиссии, озвучил перечень проведенных мероприятий в сфере за первое полугодие 2025 года, отметив необходимость конструктивного диалога для решения проблем, вынесенных к обсуждению.
Повестка заседания включала несколько ключевых вопросов. Первым обсуждалось совершенствование концессионного законодательства и снятие административных барьеров при реализации концессионных соглашений. По данному вопросу выступил Павел Сниккарс. Он представил текущую ситуацию по концессиям компании на 1 января 2025 года, отметив, что ПАО «Т Плюс» управляет 29 концессионными соглашениями средней продолжительностью 22 года, с общим объемом инвестиций в 135 миллиардов рублей. Компания ответственна за качество и надежность теплоснабжения в 23 муниципальных образованиях, обслуживая 5,8 миллиона жителей с 2012 года.
Спикер подчеркнул, что за время действия концессий были достигнуты значительные результаты. Среди них снижение потерь тепловой энергии и снижение уровня убыточности ресурсоснабжающих организаций. Эти достижения стали возможными благодаря модернизации тепловых сетей, котельных и центральных тепловых пунктов, а также инвестициям в размере 27,3 миллиарда рублей, из которых 30 % составили заёмные средства, 5 % – софинансирование концедента, а 9 % – заём Фонда развития территорий.
Однако, несмотря на достигнутые успехи, Павел Сниккарс обозначил ряд вызовов, с которыми сталкивается компания при реализации концессий. Среди них значительные изменения макроэкономических параметров, такие как увеличение ключевой ставки ЦБ и рост цен на материалы и строительно-монтажные работы, что привело к удорожанию привлечения финансирования. Также он отметил проблемы с выдачей предписаний надзорными органами и низкое качество технического обследования объектов до передачи концессионеру. Низкая адаптивность концессий в сфере ЖКХ и сложность их изменений также представляют собой значительные барьеры.
Для повышения гибкости концессий Павел Сниккарс предложил несколько доработок текущего законодательства. Он предложил исключить необходимость согласования с антимонопольным органом изменений концессий, связанных с ЕТО, за исключением увеличения размера софинансирования концедента и снижения объема инвестиций. Также он подчеркнул необходимость регресса ответственности на концедента, предусматривающего обязательства концессионера по выполнению инвестиционных обязательств только после их реализации. В дополнение, на период 2025-2027 годов предлагается неприменение штрафных санкций за неисполнение инвестиционных обязательств, а также мораторий на досрочное расторжение концессии по причине ненадлежащего исполнения заданий.
Вторым вопросом стала реализация поручений Президента Российской Федерации по развитию инфраструктуры для жизни, по которому выступил Алексей Ересько. Он озвучил предложения о введении инвестиционной надбавки в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также о повышении адресности мер поддержки граждан в оплате коммунальных услуг.
Особое внимание участники уделили финансированию инфраструктурных проектов через реинвестирование. Лада Линкер рассказала о возможности использования средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) и других источников для модернизации коммунальной инфраструктуры. В частности, в своем выступлении она акцентировала внимание на необходимости значительных инвестиций в обновление систем коммунальной инфраструктуры России. В соответствии с разработанной Стратегией развития строительной отрасли и ЖКХ, более 40 % линейных объектов систем тепло- и водоснабжения нуждаются в замене. Для выполнения поставленной государством задачи по привлечению не менее 4,5 трлн рублей инвестиций до 2030 года требуется модернизация тепловых сетей с увеличением их ежегодного темпа перекладки в три раза.
Спикер напомнила, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2022 года № 87, предусмотрено предоставление Фондом развития территорий (ФРТ) финансирования проектов за счет средств ФНБ. На реализацию программы было выделено 150 млрд рублей, которые в основном распределены в 2022-2023 годах, однако на данный момент дополнительное финансирование не предусмотрено.
Спикер отметила, что программа предоставления финансирования через ФРТ востребована в отрасли, так как она предлагает льготное кредитование на долгосрочный период под 3 % годовых на срок до 25 лет для широкого круга заемщиков, таких как собственники, арендаторы, концессионеры и другие.
В связи с этим Лада Линкер предлагает рассмотреть возможность продолжения программы предоставления ФРТ заемного финансирования на реализацию проектов по строительству, реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры. Предлагается использовать механизмы выкупа банками обязательств заемщика, что может включать участие таких банков, как Газпромбанк, Сбербанк и ВТБ.
Спикер подчеркнула, что продолжение программы финансирования за счет реинвестирования средств ФРТ (ФНБ) позволит многократно пополнять источники ФРТ для финансирования инфраструктурных проектов. Это также обеспечит необходимую государственную поддержку в требуемом для отрасли объеме, но исключительно в объеме разницы процентов.
На завершающем этапе заседания обсуждалось совершенствование правового регулирования деятельности организаций ВКХ в целях высвобождения дополнительных источников финансирования инвестиционных мероприятий, в том числе в рамках федерального проекта «Модернизация коммунальной инфраструктуры».
По данному вопросу выступила Ольга Кухарева. Ею было отмечено, что в настоящее время успешная реализация программы требует консолидации объектов водоснабжения и водоотведения на базе гарантирующих организаций. Одной из актуальных проблем является рост расходов на транспортировку воды и стоков. Указано, что расходы на оплату услуг транзитных организаций продолжают увеличиваться, несмотря на введенные критерии и методы сравнения аналогов при установлении тарифов. Это связано с ускоренным ростом тарифов оставшихся транзитных организаций и их укрупнением. Такая ситуация особенно остра в городах, где расходы на транспортировку составляют значительную долю выручки гарантирующих организаций, что затрудняет их способность инвестировать в модернизацию инфраструктуры.
Еще одной проблемой является неопределенность в правовом регулировании, которая проявляется в неоднородной практике договорных отношений между гарантирующими организациями и владельцами очистных сооружений. Это приводит к увеличению затрат гарантирующих организаций на оплату превышения нормативов состава сточных вод. Особое внимание спикер обратила на существующие налоговые и амортизационные барьеры.
В качестве дополнительных источников внебюджетных инвестиций Ольгой Кухаревой озвучены:
– сокращение расходов гарантирующих организаций на оплату услуг транзитных организаций;
– сокращение расходов гарантирующих организаций, не владеющих очистными сооружениями и не осуществляющими очистку сточных вод, на внесение в адрес организации, эксплуатирующей очистные сооружения, платы за превышение нормативов состава и платы за негативное воздействие на работу ЦСВ;
– налоговые льготы и преференции (льгота по налогу на имущество, ускоренная амортизация).
Для решения обозначенных проблем спикер предложила:
– исключить контроль владельцами очистных сооружений состава и свойств сточных вод, принимаемых от ГО;
– исключить обязанность предоставления ГО деклараций о составе и свойствах сточных вод в адрес владельцев очистных сооружений;
– размер передаваемой платы за превышение нормативов состава сточных вод со стороны ГО владельцам очистных ограничить размером платы, фактически полученной ГО от абонентов на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод и деклараций о составе и свойствах сточных вод, представленных абонентами, за минусом 10 % за администрирование;
– плату за загрязняющие вещества, оказывающие негативное воздействие на канализационные сети, оставить в распоряжении ГО и использовать целевым образом, а плату за сброс иных веществ, воздействующих на очистные сооружения, полученную ГО на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод и деклараций о составе и свойствах сточных вод, представленных абонентами, передать владельцам очистных сооружений;
– предоставить льготу по налогу на имущество организаций ВКХ в отношении вновь вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
– возобновить применение повышающего коэффициента 3 к основной норме амортизации в отношении амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения (ускоренная амортизация) с приданием данной мере постоянного характера.
По итогам заседания будет вынесена резолюция, отражающая основные выводы и рекомендации по каждому из обсуждаемых вопросов и направлена в Правительство РФ для дальнейшего рассмотрения и принятия мер. Участники подчеркнули значимость продолжения работы по совершенствованию законодательной базы и повышению эффективности реализации проектов в сфере ЖКХ.