Как мы ранее писали, Рабочая группа при Думском комитете с участием экспертов отрасли разработала возможные сценарии трансформации системы управления МКД. Речь идет о консервативном, прогрессивном и альтернативном сценариях (подробнее о них тут). Доклад с этими предложениями направлен в Минстрой.
При этом наиболее предпочтительным вариантом эксперты считают прогрессивный сценарий, который предполагает переход на обязательное саморегулирование.
Так, профессор Высшей школы экономики Сергей Сиваев отметил, что острые вопросы обеспечения надлежащего содержания многоквартирных домов в России остаются актуальными на протяжении многих десятилетий. Ни принятие в 2004 году Жилищного кодекса, ни введение в 2014 году обязательного лицензирования управляющих организаций не обеспечили стабильного улучшения ситуации в этой сфере. Он указывает на резкий рост аварийного жилищного фонда как на одно из свидетельств этого.
Профессор согласен с предпочтением, отданным прогрессивному сценарию в докладе, но считает, что в нём недостаточно внимания уделено роли собственников жилой недвижимости и их ответственности за её состояние. Он подчёркивает, что любая недвижимость предполагает не только выгоды, но и обременения. Однако, по российскому законодательству, ответственность за состояние многоквартирного дома несут управляющие компании, а не собственники, которые могут жаловаться в различные надзорные органы на любые недостатки. При этом собственники, как правило, не заинтересованы платить плату, соответствующую реальной стоимости работ.
Профессор также отмечает, что в России договорные цены на оплату работы управляющих компаний могут варьироваться от 15 до 100 руб. за кв. м в месяц, что значительно ниже, чем в европейских странах, где расходы на содержание жилья и коммунальных услуг сопоставимы. В России же расходы на содержание жилья редко превышают 30 % общего платежа за ЖКУ.
Сергей Сиваев уверен, что наряду с оптимизацией механизмов контроля за деятельностью управляющих организаций, следует уделять внимание законодательному регулированию правовой ответственности собственников помещений в МКД за его нормативное состояние. Такое делегирование ответственности должно предусматривать регламентацию целого ряда работ по дому и их соответствующую оплату. Он считает, что такая законодательная база позволит более эффективно внедрить саморегулирование управляющих организаций и обеспечить регламентацию и оплату необходимых работ, что в конечном итоге улучшит состояние жилищного фонда.
Источник: Российская газета