4 декабря 2024 года в Общественной палате Российской Федерации по ЖКХ, строительству и дорогам состоялся круглый стол на тему «Совершенствование системы управления жилищным фондом и эффективность работы управляющих организаций».
Ассоциацию «Новое качество» на мероприятии представил вице-президент Олег Малахов.
Заседание круглого стола открыла Галина Дзюба, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по ЖКХ, строительству и дорогам.
В рамках работы круглого стола прошло обсуждение позиций, изложенных в докладе Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ и Минстроя России «О регулировании деятельности по управлению жилым фондом и усилению контроля за управляющими организациями посредством ужесточения лицензионных требований к ним либо перехода на обязательное саморегулирование деятельности лиц, осуществляющих управление жилым фондом».
Сергей Пахомов, председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, обращаясь к участникам круглого стола, отметил, что Комитет является инициатором публичной дискуссии по теме, которой посвящён круглый стол. В ходе своего выступления он указал, что на сегодняшний день эффективность работы управляющих организаций значительно снизилась по ряду причин. Среди них недостаточный контроль со стороны уполномоченных органов и отсутствие механизмов для оперативного удаления с рынка недобросовестных компаний, которые занимаются лишь сбором денег с жителей, не предоставляя качественные услуги. Это приводит к уменьшению жизненного цикла многоквартирных домов, которые остаются без своевременного обслуживания. В результате наблюдается рост аварийного жилья, которое приходится расселять за счёт государственных программ и бюджетных средств.
Год назад Комитет Госдумы по строительству и ЖКХ и Комиссия Госсовета по строительству, ЖКХ и городской среде провели совместное заседание, где обсуждали трансформацию управления многоквартирным жилым фондом. В течение нескольких месяцев проводился анализ плюсов и минусов существующей системы управления многоквартирными домами, а также рассматривались возможные пути выхода из сложившейся ситуации. Выяснилось, что нынешняя система управления жилфондом не соответствует потребностям граждан, участников рынка и государства. На долю управляющих компаний приходится 66 % обслуживания многоквартирных домов по стране, и в работе более 21 тысячи таких компаний наблюдаются различные проблемы. Хотя система лицензирования управляющих организаций навела порядок по сравнению с нулевыми годами, сегодня она не гарантирует получение услуг надлежащего качества. Условия работы для добросовестных и недобросовестных компаний остаются одинаковыми, что создает риски для инвестиций в повышение качества обслуживания, резюмировал он.
Сергей Пахомов уточнил, что в рамках соответствующей работы были привлечены эксперты из делового сообщества — Торгово-промышленной палаты, «Деловой России», «Опоры России», Совета ЖКХ, а также представители управляющих компаний. Оценивались процедуры допуска на рынок, система контроля и надзора, порядок разрешения споров, стимулирование инвестиционной деятельности и ответственность управляющих организаций. Обсуждалась роль органов власти и взаимодействие с жителями. Результатом работы стали три возможных сценария для дальнейшего развития системы управления жилищным фондом: консервативный, прогрессивный и альтернативный.
Сергей Пахомов обратил внимание на то, что независимо от выбранного сценария необходимо пересмотреть функции ГЖИ и государства в сторону усиления их влияния. ГЖИ должна контролировать исполнение закона всеми участниками — управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями, муниципалитетами и жителями, обеспечивая сохранность и техническое состояние жилищного фонда. При этом он отметил, что существуют дисбалансы в правах и обязанностях между управляющими компаниями, собственниками и ресурсниками, где управляющие компании часто оказываются самым уязвимым звеном. Это бизнес с высокими рисками, где добросовестные участники недостаточно защищены.
Поэтому конечной целью является создание прозрачного рынка с профессиональными и добросовестными участниками, чья деятельность направлена на сохранение технического состояния многоквартирных домов, продление их жизненного цикла и повышение качества жизни граждан, подчеркнул он.
Олег Малахов, вице-президент Ассоциации «Новое качество», в ходе своего выступления продолжил тему трансформации рынка по управлению МКД, отметив, что эффективное управление жилищным фондом стало ключевым приоритетом в контексте улучшения качества жизни граждан и продления жизненного цикла многоквартирных зданий.
Дал оценку текущей ситуации на рынке, где управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, ЖК и непосредственное управление занимают различные доли. При этом наибольшая доля многоквартирных домов, отметил он, управляется через УК.
Спикер предоставил обзор стратегических документов предстоящей реформы, среди которых имеется обсуждаемый доклад, а также:
1. Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ РФ на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г.
2. Решения Комиссии Госсовета от 06.12.2023 и от 16.04.2024.
3. Рекомендации Государственной Думы ФС РФ, направленные на решение ключевых проблемных вопросов в сфере ЖКХ от 03.10.2024.
4. Рекомендации «круглого стола» Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ на тему «Проблемы содержания и эксплуатации объектов капитального строительства (многоквартирных домов и зданий общественного назначения) с массовым пребыванием граждан» от 11.11.2024.
5. Постановление Государственной Думы ФС РФ «Об информации Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш.Хуснуллина, Министра строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации И.Э.Файзуллина и временно исполняющего обязанности Министра энергетики Российской Федерации Е.П.Грабчака о состоянии коммунальной инфраструктуры и повышении качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг» от 20.11.2024.
Олег Малахов акцентировал внимание на том, что в ответ на вызовы, стоящие перед рынком управления МКД, Комитет Государственной Думы по строительству и ЖКЖ и Минстрой России выработали свои позиции и предложения. Комитет, совместно с профессиональным сообществом, поддерживает переход на систему обязательного саморегулирования.
Введение системы саморегулирования, по мнению ее сторонников, обеспечит создание профессионального центра компетенций, стандартизацию деятельности управляющих организаций с учетом региональных особенностей, а также позволит оперативно привлекать к ответственности участников рынка за некачественное управление.
Система взаимодействия при введении саморегулирования будет строиться на базе национального объединения саморегулируемых организаций, которое станет представителем участников рынка в органах власти и полноправным партнером регуляторов. Все реестры будут формироваться на платформе ГИС ЖКХ, что обеспечит единство информации и прозрачность процессов.
Однако Минстрой России придерживается иной позиции, утверждая, что действующая система лицензирования является достаточно эффективной на данный момент. В то же время Министерство поддерживает ужесточение лицензионных требований к управляющим организациям и создание в субъектах РФ гарантирующих управляющих организаций для управления аварийными домами.
По мнению Олега Малахова, трансформация рынка управления многоквартирными домами в России обещает стать значительным шагом вперед в улучшении управления жилищным фондом, что, в свою очередь, положительно скажется на качестве жизни граждан и устойчивости жилищной инфраструктуры.
В работе круглого стола также приняли участие представители власти, общественности и профессионального сообщества, в частности:
– Владислав Гриб, заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации;
– Ольга Беленькая, генеральный директор СРО НП «ЖКХ-Групп»;
– Раиса Санжицыренова, координатор проекта ШГП партии Единая Россия, председатель Комитета по строительству и недвижимости ТПП РБ, член СПП РБ, Председатель РООР «Союз предприятий коммунального и городского хозяйства РБ», член Подкомитета по кадровой политике и развитию системы профессиональных квалификаций в жилищно-коммунальной сфере ТПП РФ;
– Александр Тарасенко, председатель комиссии по общественному контролю, антикоррупционной политике, территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты ХМАО;
– Максим Федорченко, председатель комиссии Общественной палаты Новосибирской области по вопросам ЖКХ, градостроительства и дорожного комплекса;
– Татьяна Вепрецкая, директор Ассоциации Некоммерческое Партнерство «Национальный Жилищный Конгресс»;
– Алена Силачева, председатель Комиссии по экономическому развитию, местном самоуправлению и политике Общественной палаты Сахалинской области;
– Дмитрий Нифонтов, заместитель директора Департамента развития ЖКХ Министерства строительства и жилищно-коммунальному хозяйства Российской Федерации;
– Ольга Сердюк, и.о. исполнительного директора Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет», Член Общественного совета при Минстрое России;
– Ирина Генцлер, директор направления «Городское хозяйство».
Дискуссия прошла продуктивно. Участники подробно изложили свои мнения о положениях доклада Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ и Минстроя России. Обсудили плюсы и минусы саморегулирования для дальнейшего развития рынка. Были подняты основные проблемы отрасли и предложены пути их решения.
По результатам обсуждений участниками будут сформулированы Рекомендации для их внесения в итоговый документ – Резолюцию.