Рабочая группа по совершенствованию законодательного регулирования в Госдуме разработала проект рекомендаций, направленных на решение ключевых проблем в сфере ЖКХ. В рамках этих рекомендаций депутаты предложат Правительству РФ рассмотреть возможность обязательной ежегодной индексации платы за жилищные услуги, включающие содержание многоквартирных домов, обслуживание оборудования, уборка подъездов, текущий ремонт и другие услуги управляющих компаний (УК).
Ассоциация «Новое качество» уже не первый год выступает с инициативой ежегодной и обязательной индексации упомянутых платежей, она является абсолютно оправданной и соответствующей современным реалиям.
Олег Малахов, Вице-президент Ассоциации, возглавил секцию «Жилищное хозяйство» Экспертного совета при Комитете ГосДумы по строительству и ЖКХ. На данной площадке был выработан ряд предложений для включения в план рекомендаций, который разрабатывается специально созданной по поручению председателя Государственной Думы Вячеслава Володина рабочей группой под руководством Алексея Гордеева. Большинство предложений секции, в том числе пункт об индексации, были учтены в проекте этого плана.
Отмечается, что индексация платы за содержание общего имущества в многоквартирных домах должна соответствовать как минимум уровню инфляции. Это условие целесообразно включать в договор управления с УК, при этом обязанность компании по формированию плана работ на год и полной отчетности по его итогам останется неизменной.
В настоящее время цены на коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, электричество) регулируются и контролируются государством и ежегодно индексируются примерно на уровень инфляции. В отличие от этого, управляющие компании не имеют такого механизма индексации: они могут повышать плату только с согласия большинства собственников на общем собрании.
Кроме того, индексация жилищных услуг — лишь одна из предложенных мер для реформирования рынка управления многоквартирными домами. Думский комитет по строительству и ЖКХ вместе с Торгово-промышленной палатой (ТПП), «Деловой Россией», «Опорой России», Советом ЖКХ, Ассоциацией «Новое качество» и представителями управляющих компаний подготовили три возможных сценария развития этого рынка, о которых мы писали ранее:
1. «Консервативный» сценарий, который предполагает сохранение системы лицензирования управляющих компаний с изменениями в регулировании и ужесточением требований;
2. «Прогрессивный» сценарий, который включает переход к обязательному саморегулированию деятельности УК, передачу контроля за их работой национальному объединению и региональным саморегулируемым организациям (СРО), а также участие представителей органов власти в управлении СРО;
3. «Альтернативный» сценарий, который предусматривает передачу управления жилищным фондом государству.
По мнению Ассоциации, система обязательного саморегулирования является более комплексным и гибким механизмом, а модель управления, основанная на ней, может стать более эффективной, в частности, за счет более широкого спектра механизмов и инструментов в отличие от системы государственного лицензирования. Переход на систему саморегулирования, помимо прочего, обеспечит сокращение бюджетных расходов на деятельность контрольно-надзорных органов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Олег Малахов, Вице-президент Ассоциации «Новое качество» комментируя изложенное Forbes (гиперссылка), отметил: «Национальное объединение должно быть не только структурой, объединяющей СРО, но еще и центром компетенций в сфере управления жилым фондом, который будет анализировать показатели деятельности УК, исследовать рынок, формировать предложения по выработке государственной политики в этой сфере. Как показывает опыт работы саморегулирования в строительстве, текущая реформа ценообразования реализуется при максимальном участии СРО и благодаря базе данных СРО».