• Главная
  • Об Ассоциации
  • Мероприятия
  • Документы
  • База знаний
  • +7 (499) 700-98-19
  • info@neo-q.ru
  • г. Москва, ул. Мосфильмовская, д. 74б, этаж 15, пом. 153
Спрятать меню Показать меню

Владимир Якушев и Сергей Пахомов внесли законопроект, упраздняющий муниципальный жилищный контроль

04.07.2025

  • Законопроект
  • контроль

2 июля 2025 г. в Государственную Думу внесен законопроект № 958050-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Одним из авторов законопроекта выступил Сергей Пахомов, председатель Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ.

Законопроект разработан по результатам анализа правоприменительной практики в сфере жилищного контроля и надзора, осуществляемых в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (ЖК РФ), итоги которого обсуждены на заседании Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Актуальные вопросы государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства: проблемы и пути их решения», состоявшегося 25.03.2025.

Законопроект предлагает упразднить муниципальный жилищный контроль с одновременным закреплением регионального государственного жилищного надзора в отношении жилищного фонда вне зависимости от его формы собственности.

Данная инициатива обоснована тем, что в настоящее время существует три вида контроля, под которые подпадает деятельность управляющих организаций по управлению МКД, если в нем имеется хотя бы одна муниципальная квартира. Речь идет о муниципальном жилищном контроле (МЖК), государственном жилищном надзоре (ГЖН) и лицензионном контроле (ЛК).

При этом в рамках ГЖН и МЖК оценивается не само жилое помещение, а деятельность по надлежащему содержанию общего имущества МКД, в котором оно находится, включая коммунальные сети и предоставление коммунальных услуг жителям. Иными словами, оценка дается именно деятельности УК.

В то же время предметом ЛК является соблюдение лицензиатами лицензионных требований, в число которых входит исполнение всех обязанностей по договору управления МКД, т.е. также деятельность управляющих организаций.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, указанная вариативность источников регулирования и содержащихся в них механизмов осуществления контрольно-надзорной деятельности негативно сказывается на рынке управления МКД, где преобладают управляющие организации (под их управлением находятся 65% МКД).

Отмечается, что данное обстоятельство приводит к дискуссиям о разграничении предметов МЖК и ЛК, что подтверждается судебной практикой. Помимо этого, установлено, что инструменты реагирования на выявленные нарушения в рамках МЖК ограничены по сравнению с ГЖН и ЛК. В частности, это касается мер административного воздействия.

По мнению авторов законодательной инициативы, упразднение МЖК позволит:

– в целом повысить эффективность контроля (надзора) в жилищной сфере за счет концентрации контрольно-надзорных полномочий у одного субъекта;

– повысить уровень защиты прав граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде, за счет повышения статуса контрольно-надзорного органа;

– снять избыточную контрольно-надзорную нагрузку в отношении контролируемых лиц;

– унифицировать подходы к контрольно-надзорной деятельности, а также не повлечет ощутимого увеличения нагрузки на органы ГЖН.

Законопроект вносит изменения в:

– Жилищный кодекс Российской Федерации;

– Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

– Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

– Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»;

– Федеральный закон от 20 марта 2025 года № ЗЗ-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».



Поделитесь с коллегами и друзьями

Возврат к списку

  • Главная
  • Об Ассоциации
  • Мероприятия
  • Документы
  • База знаний

Ассоциация управляющих организаций
"Новое Качество" © 2019 - 2025

  • info@neo-q.ru
  • Пользовательское соглашение
Разработка сайта: Софт-Навигатор
Закрыть окно

Заказать обратный звонок

Закрыть окно

Ваш регион: Ивановская область

Закрыть окно

Авторизация

Не можете войти?
Закрыть окно

Подпишитесь на нашу рассылку

Получайте полезную информацию о новостях и мероприятиях на свою почту

Нет, спасибо